Приглашаем на занятия по скорочтению
В Центральной городской библиотеке объявляется набор на занятия по скорочтению и буквандии для учащихся младших классов. По всем вопросам обращаться по адресу: г.Сибай, ул.Заки Валиди, 57, телефон 8 (34775)2-74-04.
Скорочтение (Буквандия) – это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. По мнению ряда специалистов, скорочтение – это чтение в 3-5 раз быстрее, чем обычное быстрое чтение.
Такой темп позволяет человеку обрабатывать большие массивы информации в короткие сроки. Однако этому надо учиться. Возникает вопрос в каком возрасте надо приступать к обучению скорочтению в том понимании, какое сегодня придается этому термину?
Конечно, тогда, когда человек устойчиво читает, понимает прочитанное, способен к самоконтролю и волевым усилиям, т.е. приблизительно в 14-15 лет. Однако элементам быстрого и эффективного чтения можно начинать учиться с 6-7 лет, когда ребенок уже начал читать. Поскольку развитие способности к скорочтению требует развития внимания, памяти, мышления, речи, интеллекта, воли, словарного запаса и других когнитивных способностей, то именно этим проблемам и следует уделять внимание при построении занятий с детьми 6-9 лет. Занятия по скорочтению выведут ребенка на новый уровень интеллектуального развития, что позитивно отразится на успехах в школе.
Таким образом, определимся, чему мы будем учить детей в возрасте 6-9 лет в рамках дополнительных занятий по скорочтению. Во-первых, скорочтение требует развитого внимания, поэтому необходимы упражнения по развитию внимания, оперативной и зрительной памяти. Во-вторых, необходимо устойчивое распознавание знаков (букв, слов); в-третьих, развитие угла зрения, т.е. умение зрительно охватывать как можно больше слов в тексте, а не отдельные слоги и слова. В-четвертых, надо учиться анализировать тексты, преобразовывать их, выделять главное, составлять планы, графы, сжимать тексты, устраняя избыточную информацию, пересказывать их осмысленно, беседовать по тексту, развивая основную мысль текста. В-пятых, разрабатывать артикуляционный аппарат, межполушарное взаимодействие и просто технику чтения. В шестых, развивать логическое мышление, в-седьмых – увеличивать словарный запас. В восьмых, развивать мелкую моторику. В девятых, развивать образную и ассоциативную память и мышление. Все это в комплексе подготавливает ребенка к другому уровню восприятия и преобразования информации, способствует овладению приемами быстрого чтения и интеллектуальному развитию. Регулярные занятия по скорочтению приводят к устойчивому росту успеваемости ребенка в школе.
Многие родители, приводя ребенка на обучение скорочтению, ждут немедленного результата. Просят педагогов по скорочтению научить побыстрее ребенка читать, потому что в школе у ребенка плохие оценки. Поскольку родители в большинстве своем не педагоги, не психологи, то естественно не предполагают, что быстрое и эффективное чтение это результат общего интеллектуального развития ребенка, сформированности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, наличие приличного словарного запаса и т.д. Фокусов здесь нет, чтобы освоить скорочтение требуется большая работа по развитию познавательных способностей ребенка, созревание ребенка, его готовность к восприятию информации, а на это требуется время и усилия.